Елена Моксякова (buzzina) wrote,
Елена Моксякова
buzzina

Categories:

Решила поделиться с вами сериалом, который давно закончился, а значит, вы увидите его только в интернете. Но если вы все же отважитесь за него взяться, и он вам “зайдет”, то забудьте примерно про полгода своей жизни. Что может быть таким длинным? Правильно, либо Санта-Барбара, либо StarTrek. Сегодня речь пойдет о последнем. Многабукаф вам в ленту.

Это целая Вселенная, зачатая Юджином Роденбери, продуманная и обросшая деталями, которая породила 6 многосезонных сериалов и более дюжины полнометражных фильмов, а также, целую культуру (субкультурой назвать язык не поворачивается), множество книг, пародии (например, Орвилл), просто подражателей и пр., и др. А также клингонский язык. А также вулканское приветствие🖖, которое вы найдете в клавиатуре эмодзи. А также клингонское “Сегодня хороший день, чтобы умереть”, и многое из того, что прочно вошло в нашу культуру. То есть сначала оно вошло в культуру американскую, а потом уже в нашу, и не всегда это происходило напрямую.
Итак, я утрудилась пробежаться по первоисточнику. Захотелось посмотреть на все это взрослыми глазами.
1. ОРИГИНАЛЬНЫЙ Звездный Путь (1966-1969)
С этого сериала все и началось. Добротные декорации и даже спецэффекты. Женщины в мини и дяди в ужасных свитерах. Наивные гаджеты, наивные сюжеты. Жанр - роуд муви + волшебная сказка в антураже научной фантастики. С первых же серий упор начали делать на всемогущих инопланетян, иллюзии и превращения. Когда мне было лет 12… Да что там, вру! Думаю даже лет до 18 я бы схавала это с наслаждением! Но не на пятом десятке, увы))
Посмотрела несколько эпзодов для ознакомления. Мой минимум - три серии, после чего сериал либо захватит, либо у него нет шанса. За это время хоть кто-то из действующих лиц должен раскрыться настолько, чтобы вызвать сопереживание. Однако здесь они остались двухмерными, искусственными, мультяшными и ригидными в плане развития.
В сущности, персонажи делятся на плоских и очень плоских. Есть главные герои, которых спасают, и статисты - безымянные члены экипажа, которые гибнут десятками в каждой серии, но отряд не заметил потери бойца. Когда я это обнаружила, сериал потерял меня, как зрителя. Возможно, в дальнейших сезонах эта проблема была исправлена, иначе потеряли бы не только меня 😉
2. СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ (1987-1994)
Это сериал моей юности, именно именно с него я и начинала когда-то знакомство со Стар Треком. Жанр - роуд муви + совковая производственная драма. По крайней мере, в Советском Союзе именно такое и снимали - о конфликтах хороших людей с очень хорошими.
Пожалуй, это самое забавное - видеть совок по-америакански. Только тут все еще звучат отголоски холодной войны. А клингоны, и так бывшие прообразом русских, теперь и вовсе поменяли облик и стали карикатурой на нашего дедушку Ленина.
Спецэфекты и декорации скромны. Сценарий в меру плосок и мылен, актерская игра во многом ему подстать. Больше телеспектакль, чем экшен. Но есть в нем нечто неуловимо притягательное и милое. И только сравнив его с пародийным “Орвиллом”, я поняла, что это было благородство персонажей. Это достоинство, уважение, манеры. Это моральные ценности. Это эталон офицерского поведения, возведенный в абсолют. Это идея совершенного общества, где отменены деньги и вымерло телевидение, а цинизм - удел психически недоразвитых или сумасшедших. Очень гигиеничный сериал. От просмотра внутри остается след приятной свежести - редкий эффект для западного “мыла”.
3. ГЛУБОКИЙ КОСМОС 9 (1993-99)
Не роуд-муви, так как все происходит на космической станции, и никто никуда не едет. Новые расы встречаются реже, зато глубоко раскрываются характеры и человеческие взаимоотношения, персонажи развиваются, в общем, все признаки хорошего сценария налицо. На мой вкус, это лучший, наиболее профессионально и талантливо сделанный из всех из сериалов вселенной Стар Трек. Жанр - научная фантастика + мелодрама. Очень хороший кастинг. Именно на этом сериале я раскусила хитрый ход, когда крутейшим, но немолодым актерам предоставляют роли инопланетян. С одной стороны, они все равно в гриме и масках, и красота не важна. С другой - попробуй сыграй убедительно, когда у тебя движутся только рот и глаза! Но они сделали это просто великолепно! Они трогают, иногда до слез. И в после каждой серии остается ощущение наполненности. Хочется походить с этим еще, не проматывать, как обычную телевизионную жвачку.
Каноны предыдущего сериала немного нарушены. В этой версии есть и деньги, и телевидение. Однако, герои не менее благородны, несмотря на то, что в них больше реального мяса, и пахнут они не розами.
Ну и еще одна причина его смотреть - восхитительная Терри Фаррелл. Можно не писать никаких сценариев, а просто запустить ее в кадр - пусть ходит туда-сюда и зыркает.
4. ВОЯДЖЕР (1995-2001)
Авторам явно захотелось свободы от условностей франшизы, и они перенесли звездолет Федерации в незнакомый кавдрант галактики на все семь сезонов. В итоге мы получаем роуд муви в квадрате. На мой вкус - говно. Доела до конца только благодаря хорошим актерам.
Снят почти параллельно с Глубоким Космосом 9, и на удивление пластмассов на его фоне. Такое ощущение, что сценарий писала группа психологов-тренеров, которые специализируются на моделях поведения. Например, роль “идеальная мама” у одной из героинь настолько хрестоматийные реплики, что в жизни не встречаются только у самих психологов. А ее любовник - паталогический инфантильный манипулятор - такой карикатурный, что тоже не выглядит реальным.
По необъяснимым причинам, главной героиней сценаристы назначают сначала одну инопланетную пассажирку, а затем другую (когда первая, очевидно, ушла в декрет). Главенство заключается в том, что им отдано больше всего экранного времени. В остальном, никаких преимуществ эти персонажи в себе не несут.
Весь первый сезон получился совершенно пустым и плоским. Однако, ко второму создатели фантастического мыла реабилитировались - в основном, за счет раскрытия второстепенных персонажей. Сделать живыми героев - мастерство доступное не всем, проще развивать роли характерные и комические. Другими словами, сериал вытащили за счет интермедий.
"Лучшее - враг хорошего" - авторы явно не были знакомы с этой пословицей. Они решили развить тему боргов (людей-машин) и разрушили ее за счет “улучшений”, потеряв главное. Борги были страшны, пока оставались холодным коллективным разумом, который ловит мыслящие существа и подключает к своему безличному улью, отрывает им руки-ноги и заменяет механизмами. Борги ходили и говорили как машины. А в этом сериале у них в улье завелась какая-то боргоматка, являющаяся отдельной личностью, которая ходила и кривлялась, как как опереточная злодейка. Рядовые же борги зачем-то разговаривали друг с другом при помощи рта, хотя объединены в единый коллективный разум. Ничего страшного в них после этого не осталось.
Есть и множество накладок - возможно, замена сценариста. В первых сезонах они оживляют метвецов, а к последнему - разучились. В первых - местный вулканец бесконца с кем-нибудь сливается разумами, а в последнем - говорит, что не пробовал, но слышал о такой процедуре.
5. ЭНТЕРПРАЙЗ (2001-2005)
Отличные спецэффекты. Ужасный кастинг. У Скота Балкулы скорбный паралич бровей, а даме на тюнинге, изображающей вулканку, вероятно, ботокс закачали прямо в мозг.
Чья-то одноклеточная логика, возможно, была такова: вулканцы контролируют эмоции, а значит, лишены мимики. Ну и почему тогда надувную женщину не взять на эту роль? Почему в других сериалах актеры в роли вулканцев были живыми и даже трогательными?
Ладно бы еще вулканка. А почему нет мимики у землянки-переводчицы? Почему все остальные не играют свои роли, а просто ходят и говорят текст? Ответ прост: очень, очень плохие актеры.
ОК, я не права, пара-тройка второстепенных членов команды еще туда-сюда. И некоторые граждане из эпизодов сносны. Но в целом, экипаж “Энтерпрайза” - просто какой-то эмоциональный морг.
Вдобавок сценарист совсем не потрудился раскрыть персонажей и их предысторию, так что серии к 11-й я поняла, что уже не начну сопережиавать этому экипажу. Плевать мне на него с высокой лестницы.
Лейтмотив сериала - паранойя - при контактах с инопланетянами и всем незнакомым. И истерия - капитан в первой же серии разорался, как базарная баба, хотя выполнял дипломатическую миссию.
Ляпы и несуразица за гранью добра и зла. Что делают эти человок десять на огромном звездолете? Почему там непрерывно все ломается? Как они могут чинить звездолет инопланетян, опережающих их в развитии на несколько веков? Почему инопланетяне не могут починиться сами?
“Энтерпрайз”, находясь далеко за пределами солнечной системы, связывается с Землей, чтобы позвонить чьим-то родителям. Дальше следует такой диалог:
Капитан: А где они живут?
Переводчица: В Малайзии.
Капитан: А который там сейчас час?
Переводчица: Примерно десять вечера.
Капитан: Еще не очень поздно.
(12 серия)
На этом эпизоде полет Энтерпрайза для меня закончился. На варп-10 он проскочил порог приемлемой для меня глупости и рассыпался. Простите меня, дорогие поклонники "Энтерпрайза", возможно, дальше все стало намного лучше. Практика показала, что многие полудохлые сериалы внезапно оживают только сезона со второго. Персонажи обретают фактуру и прочее, как это было, скажем, с "Вояджером". Но время в Малайзии для звездолета вне солнечной системы - это уже ту мач.
6. ДИСКАВЕРИ (2017-2018)
Это сериал нового поколения. Можно понять, почему он такой - молодежь любит все переиначивать. Так же отличались от оригинального Стар Трека все сиквелы и приквелы 80-90х. Но есть одна проблемка. Создатели “Дискавери” решили смачно насрать на все традиции франшизы, да еще как следует и творчески порисовать какашками по простыне экрана.
Снова досталось бедным клингонам. Каждое новое поколение делает их все уродливее. Теперь они не просто чудовища, но еще и лысые. И напоминают тварь с альбома “Металлики”. Зато на русских они теперь точно не похожи. Что же будет, если снимут очередной спин-офф лет через 20? Они станут ящерами? Артишоками? Я даже не уверена, что они там говорят на клингонском, но могу ошибаться.
Авторы не придумали ничего революционно нового - увы, история с параллельной вселенной и ее опереточными злодеями уже была, и не раз. Живые корабли и обитатели вакуума - тоже. И переделанные до неузнаваемости инопланетяне были.
Но самое главное не в спецэффектах. Потерялась суть. Пропали благородные люди. Сюжет превратился в чернуху. Исчезло совершенное общество будущего. В сериале "Дискавери" один порядочный человек идет против прогнившей системы. И это уже никакой не Стар Трек. Это из совсем другой оперы. Из совсем другой Вселенной.

Елена Моксякова
Subscribe

  • 10 критериев психологического здоровья

    Написала на Яндекс.Кью свою версию критериев психологического здоровья. Не только я, но мои стали перепечатывать в хвост и в гриву😜 Раз народу…

  • Между творчеством и безумием

    Ездила я как-то на концерт друзей-торчков, которых жизнь сильно разбросала, и вот, они разово воссоединились. И пока мы с ними культурно выпивали,…

  • Кинострадальцы

    Думаю о подростковых пафосно-страдательных сериалах типа Баффи. Чаще всего, они про разных вампиров, оборотней и т.п. О том, как бедолаги лишены…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • 10 критериев психологического здоровья

    Написала на Яндекс.Кью свою версию критериев психологического здоровья. Не только я, но мои стали перепечатывать в хвост и в гриву😜 Раз народу…

  • Между творчеством и безумием

    Ездила я как-то на концерт друзей-торчков, которых жизнь сильно разбросала, и вот, они разово воссоединились. И пока мы с ними культурно выпивали,…

  • Кинострадальцы

    Думаю о подростковых пафосно-страдательных сериалах типа Баффи. Чаще всего, они про разных вампиров, оборотней и т.п. О том, как бедолаги лишены…